Положение о внутриучрежденческом контроле
1. Общие положения
Внутриучрежденческий контроль (в дальнейшем ВК) - одна из управленческих функций, предшествующая анализу образовательного процесса.
Основные функциональные задачи ВК - это:
1. Сбор и обработка информации о состоянии образовательного процесса.
2. Обеспечение обратной связи о реализации всех управленческих решений.
Основными принципами ВК являются:
- планомерность;
- обоснованность;
- всеобъемность;
- теоретическая и методическая подготовленность.
Результатом ВК должно быть принятие оптимальных управленческих решений.
2. Объекты внутриучрежденческого контроля.
1. Образовательный уровень.
Выполнение образовательных программ. Соответствие знаний, умений и навыков обучающихся стандартам программы. Использование диагностических методик. Взаимодействие массовых, групповых и индивидуальных форм работы. Индивидуальная работа с одаренными детьми. Организация разнообразной деятельности обучающихся на основе дифференцированного подхода. Навыки методов самостоятельного познания и творческой активности обучающихся. Сотрудничество детей и педагога в образовательном процессе. Отсутствие потерь контингента обучающихся. Наличие и качество методического обеспечения образовательного процесса.
2. Социально-психологический уровень.
Эмоционально-нравственная атмосфера в детском коллективе. Уровень общественной активности обучающихся. Участие родителей в образовательном процессе. Качество массовых и традиционных мероприятий. Уровень здоровья и качество оздоровительных мероприятий с детьми. Качество профилактической работы с педагогически запущенными детьми. Самореализация и самоактуализация детей.
3. Организационный уровень.
Качество рабочей документации. Совмещение коллективной и индивидуальной программ.
4. Методический уровень.
Методический уровень каждого педагогического работника. Механизм распространения педагогического опыта. Повышение квалификации педагогов.
5. Научный и экспериментальный уровень.
Наличие экспериментальной и исследовательской деятельности. Соответствие этой деятельности концепции развития учреждения дополнительного образования. Научно-исследовательская деятельность обучающихся.
Материально-технический уровень.
Соблюдение норм и правил охраны труда и техники безопасности. Санитарно-гигиеническое состояние. Обеспеченность учебной и методической литературой. Обеспеченность учебно-техническим оборудованием, современными техническими средствами обучения.
3. Классификация форм внутриучрежденческого контроля.
1. По признаку исполнителя контроля:
а) коллективная форма.
К контролю привлекаются все ступени управления: администрация, руководители методический структур, опытные педагоги, обучающиеся, родители при четком определении объектов и рамок контроля;
б) взаимоконтроль.
К контролю привлекаются руководители методических структур, опытные педагогические работники через наставничество, взаимопосещение занятий, массовых мероприятий и т.п.;
в) самоконтроль.
Делегируется наиболее опытным педагогам с обязательной периодической отчетностью по предлагаемым схемам, алгоритмам и т.п.;
г) административный плановый контроль.
Осуществляется директором, его заместителями, руководителями методических структур в соответствии с планом ВК;
д) административный регулирующий (внеплановый) контроль.
Осуществляется директором и его заместителями при появлении непредвиденных планом проблем.
2. По охвату объектов контроля:
а) сравнительно-обобщающий.
Уровень освоения программы обучающимися какого-либо объединения. Качество образовательного процесса в объединении. Включение родителей в образовательный процесс;
б) фронтальный. Изучается система деятельности педагога по всем уровням.
в) тематический.
Работа всего коллектива над какой-либо проблемой. Уровень знаний, умений и навыков обучающихся по какой-либо проблеме;
г) персональный.
Продуктивность педагогической деятельности, методический уровень в целом или какой-либо стороны его деятельности (например, его уровня требований к знаниям учащихся) и т.п.;
д) обзорный.
Состояние документации. Состояние трудовой дисциплины. Состояние учебно-технического оборудования и т.п.
3. По используемым методам:
а) наблюдение.
Посещение занятий с последующим анализом;
б) проверка документации.
Работа с журналами, тетрадями учащихся, планами занятий, журналами по технике безопасности и т.п.;
в) опрос:
- устный: произвольная беседа или целенаправленное собеседование по специально подготовленной программе;
- письменный: контрольная работа (срез), где проверяется уровень знаний, навыков, умений учащихся; анкетирование открытое - не ограничиваются варианты ответов на запрограммированные вопросы; анкетирование закрытое - варианты ответов ограничены;
г) тестирование.
Метод психологической диагностики для измерения индивидуальных различий;
д) оперативный разбор.
Анализ только что проведенного занятия с его организаторами или участниками и т.п.;
е) ретроспективный разбор.
Оценка деятельности ЦДТ выпускниками прошлых лет, и их родителями, преподавателями учебных заведений, где продолжает обучение выпускник объединения образовательного учреждения и т.п.
4. По признаку логической последовательности:
- текущий;
- предварительный;
- промежуточный;
- итоговый.
5. По периодичности проведения:
- эпизодический (в определенный месяц учебного года);
- периодический (ежедневный, еженедельный и т.д.).
4. Структура реализации внутриучрежденческого контроля.
Любая форма контроля осуществляется в определенной последовательности, основанием которого является приказ, утвержденный директором. Это:
1. Обоснование проверки.
2. Формулирование цели.
3. Разработка алгоритма, структурной схемы предстоящей проверки;
4. Сбор и обработка информации о состоянии проверяемого объекта по разработанной схеме.
5. Оформление основных выводов по результатам проверки, а именно:
- раскрытие основные причин недостатков (успехов);
- определение рекомендаций (методических, по исполнению должностных обязанностей и т.п.);
- принятие управленческих решений (перестановка кадров, обобщение опыта и т.п.);
- определение сроков последующего контроля (при необходимости).
6. Обсуждение итогов проверки на необходимом уровне (совете учреждения, педсовете, методическом совете, малом педсовете, собрании обучающихся, родителей и т.п.).