Положение о внутриучрежденческом контроле

1. Общие положения

Внутриучрежденческий контроль (в дальнейшем ВК) - одна из управленческих функций, предшествующая анализу образовательного процесса.
Основные функциональные задачи ВК - это:
1. Сбор и обработка информации о состоянии образовательного процесса.
2. Обеспечение обратной связи о реализации всех управленческих решений.

Основными принципами ВК являются:
- планомерность;
- обоснованность;
- всеобъемность;
- теоретическая и методическая подготовленность.

Результатом ВК должно быть принятие оптимальных управленческих решений.

2. Объекты внутриучрежденческого контроля.

1. Образовательный уровень.

Выполнение образовательных программ. Соответствие знаний, умений и навыков обучающихся стандартам программы. Использование диагностических методик. Взаимодействие массовых, групповых и индивидуальных форм работы. Индивидуальная работа с одаренными детьми. Организация разнообразной деятельности обучающихся на основе дифференцированного подхода. Навыки методов самостоятельного познания и творческой активности обучающихся. Сотрудничество детей и педагога в образовательном процессе. Отсутствие потерь контингента обучающихся. Наличие и качество методического обеспечения образовательного процесса.

2. Социально-психологический уровень.

Эмоционально-нравственная атмосфера в детском коллективе. Уровень общественной активности обучающихся. Участие родителей в образовательном процессе. Качество массовых и традиционных мероприятий. Уровень здоровья и качество оздоровительных мероприятий с детьми. Качество профилактической работы с педагогически запущенными детьми. Самореализация и самоактуализация детей.

3. Организационный уровень.

Качество рабочей документации. Совмещение коллективной и индивидуальной программ.

4. Методический уровень.

Методический уровень каждого педагогического работника. Механизм распространения педагогического опыта. Повышение квалификации педагогов.

5. Научный и экспериментальный уровень.

Наличие экспериментальной и исследовательской деятельности. Соответствие этой деятельности концепции развития учреждения дополнительного образования. Научно-исследовательская деятельность обучающихся.

Материально-технический уровень.

Соблюдение норм и правил охраны труда и техники безопасности. Санитарно-гигиеническое состояние. Обеспеченность учебной и методической литературой. Обеспеченность учебно-техническим оборудованием, современными техническими средствами обучения.

3. Классификация форм внутриучрежденческого контроля.

1. По признаку исполнителя контроля:

а) коллективная форма.

К контролю привлекаются все ступени управления: администрация, руководители методический структур, опытные педагоги, обучающиеся, родители при четком определении объектов и рамок контроля;

б) взаимоконтроль.

К контролю привлекаются руководители методических структур, опытные педагогические работники через наставничество, взаимопосещение занятий, массовых мероприятий и т.п.;

в) самоконтроль.

Делегируется наиболее опытным педагогам с обязательной периодической отчетностью по предлагаемым схемам, алгоритмам и т.п.;

г) административный плановый контроль.

Осуществляется директором, его заместителями, руководителями методических структур в соответствии с планом ВК;

д) административный регулирующий (внеплановый) контроль.

Осуществляется директором и его заместителями при появлении непредвиденных планом проблем.

2. По охвату объектов контроля:

а) сравнительно-обобщающий.

Уровень освоения программы обучающимися какого-либо объединения. Качество образовательного процесса в объединении. Включение родителей в образовательный процесс;

б) фронтальный. Изучается система деятельности педагога по всем уровням.

в) тематический.

Работа всего коллектива над какой-либо проблемой. Уровень знаний, умений и навыков обучающихся по какой-либо проблеме;

г) персональный.

Продуктивность педагогической деятельности, методический уровень в целом или какой-либо стороны его деятельности (например, его уровня требований к знаниям учащихся) и т.п.;

д) обзорный.

Состояние документации. Состояние трудовой дисциплины. Состояние учебно-технического оборудования и т.п.

3. По используемым методам:

а) наблюдение.

Посещение занятий с последующим анализом;

б) проверка документации.

Работа с журналами, тетрадями учащихся, планами занятий, журналами по технике безопасности и т.п.;

в) опрос:

- устный: произвольная беседа или целенаправленное собеседование по специально подготовленной программе;

- письменный: контрольная работа (срез), где проверяется уровень знаний, навыков, умений учащихся; анкетирование открытое - не ограничиваются варианты ответов на запрограммированные вопросы; анкетирование закрытое - варианты ответов ограничены;

г) тестирование.

Метод психологической диагностики для измерения индивидуальных различий;

д) оперативный разбор.

Анализ только что проведенного занятия с его организаторами или участниками и т.п.;

е) ретроспективный разбор.

Оценка деятельности ЦДТ выпускниками прошлых лет, и их родителями, преподавателями учебных заведений, где продолжает обучение выпускник объединения образовательного учреждения и т.п.

4. По признаку логической последовательности:

- текущий;

- предварительный;

- промежуточный;

- итоговый.

5. По периодичности проведения:
- эпизодический (в определенный месяц учебного года);
- периодический (ежедневный, еженедельный и т.д.).

4. Структура реализации внутриучрежденческого контроля.

Любая форма контроля осуществляется в определенной последовательности, основанием которого является приказ, утвержденный директором. Это:

1. Обоснование проверки.

2. Формулирование цели.

3. Разработка алгоритма, структурной схемы предстоящей проверки;

4. Сбор и обработка информации о состоянии проверяемого объекта по разработанной схеме.

5. Оформление основных выводов по результатам проверки, а именно:
- раскрытие основные причин недостатков (успехов);
- определение рекомендаций (методических, по исполнению должностных обязанностей и т.п.);
- принятие управленческих решений (перестановка кадров, обобщение опыта и т.п.);
- определение сроков последующего контроля (при необходимости).

6. Обсуждение итогов проверки на необходимом уровне (совете учреждения, педсовете, методическом совете, малом педсовете, собрании обучающихся, родителей и т.п.).