Версия для слабовидящих

Пояснительная записка к учебному плану 2014-2015 учебного года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества «Южный».

1. Нормативно-правовая основа формирования учебного плана.

Учебный план МБОУ ДОД «Центр детского творчества «Южный» составлен в соответствии с законодательными документами:

- Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 26.12.2012 года;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» № 1008 от 29.08.2013 г.;

- Устав МБОУ ДОД «Центр детского творчества «Южный»;

- Постановление от 4 июля 2014 г. N 41 об утверждении САНПИН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Учебный план составлен на основе штатного расписания, тарификации педагогов дополнительного образования, расписания занятий с учетом учебно-методического и материально-технического обеспечения, дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, Положения о детском объединении.

Образовательные программы, указанные в учебном плане, апробированы и утверждены педагогическим советом МБОУ ДОД «Центр детского творчества «Южный».

2. Общая характеристика учебного плана.

2.1. Целевая направленность

В целом учебный план обеспечивает условия успешного обучения детей и подростков, рациональную организацию образовательного процесса, необходимую для предотвращения перегрузки и перенапряжения обучающихся для сохранения их здоровья.

2.2. Учебный план обеспечивает решение следующих задач:

· Организация учебно-воспитательного процесса, стимулирующего развитие природных склонностей и творческих способностей детей, обеспечивающих самопознание, самообразование и самореализацию личности.

· Обеспечение современного качества дополнительного образования в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности.

· Обеспечение непрерывности, цикличности условий учебно-воспитательного процесса.

· Повышение уровня теоретических и практических знаний и умений обучающихся.

· Совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования.

· Развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, лидерских качеств, детской одарённости и организация социализирующего досуга детей и подростков.

· Организация учебно-воспитательного процесса на принципах, отражающих основополагающие идеи и определяющие характер деятельности учреждения.

· Обеспечение эффективности профилактики асоциального поведения детей и подростков, детской беспризорности, правонарушений за счёт максимальной занятости обучающихся.

Учебный план отражает образовательную деятельность, основанную на социальном заказе региона, родителей, учитывающую интересы и индивидуальные особенности детей от 5 до 18 лет. В 2014-2015 учебном году в учреждении реализуется 34 дополнительные общеобразовательные программы. По видам программы разделяются на модифицированные (адаптированные) и авторские. Из них: авторские – 10 программ, модифицированные – 24 программы.

Особенностью реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ является то, что этот процесс идет в несколько этапов, при этом ребенок может включаться в освоение программ на любом этапе. Содержание программ обеспечивает подготовку обучающихся в соответствии с их образовательными и жизненными потребностями, учитывающие все возрастные категории, составленные по различным направленностям, видам, типам. Каждая из образовательных программ способствует достижению ребенком определенного уровня образованности – от простой информированности и эрудиции к функциональной грамотности и, даже, компетентности.

2.3. В рабочей сетке учебного плана указываются:

- направленность;

- название дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;

- краткое описание предметов (дисциплин) или содержание курса программы;

- год обучения по программе;

- количество групп;

- количество обучающихся по каждой группе;

- количество часов на одну учебную группу в неделю;

- количество часов на одну учебную группу в год в соответствием с уровнем обучения;

- общее количество часов в неделю по программе.

Содержательная часть учебного плана Центра формируется по блокам, которые соответствуют направленности образовательных программ:

- художественная;

- туристско - краеведческая;

- социально - педагогическая;

- физкультурно-спортивная;

- техническая.

3. Режим образовательного процесса

3.1. Учебный год в ЦДТ «Южный» продолжается - с 1 сентября по 31 мая. С 1 по 14 сентября осуществляется набор и комплектование групп 1 года обучения, дополнительный набор в группы 2 и следующих годов обучения согласно образовательным программам, проводятся презентации объединений дополнительного образования с целью ознакомления социума с предоставляемыми услугами дополнительного образования детей. Непосредственно образовательная деятельность начинается 15 сентября и завершается 31 мая, что составляет 36 учебных недель в год.

Занятия регламентируются расписанием, утверждённым директором.

В объединениях занятия проводятся по группам и подгруппам.

Продолжительность одного занятия составляет 2 спаренных часа академического времени (2 раза по 45 минут) с обязательным коротким перерывом (переменой), продолжительностью 15 минут между каждым учебным часом.

Режим занятий с детьми дошкольного возраста также соответствует двум спаренным академическим часам с перерывом 10 минут. Продолжительность одного учебного занятия с дошкольниками составляет 30 минут.

Группы обучающихся формируются по годам обучения. По срокам реализации (год обучения) они рассчитаны от двух до восьми лет обучения. Реализация программ осуществляется в одновозрастных и в разновозрастных объединениях детей.

По каждому курсу разработаны календарно - тематические планы и программы, составленные в соответствии с принятыми нормативами:

- 36 часов – при занятиях по 1 часу 1 раз в неделю;

- 72 часа - при занятиях по 1 часу 2 раза в неделю или 2 час 1 раз в неделю;

- 144 часа - при занятиях по 2 часа 2 раза в неделю;

- 216 часов - при занятиях по 2 часа 3 раза в неделю.

Для одаренных воспитанников, показавших значительные результаты образовательной деятельности, выделяется 1 час индивидуальной работы для совершенствования обучения по индивидуальной траектории.

Учебные занятия проводятся в свободное от занятий в общеобразовательном учреждении время.

Учреждение решает проблему развития мотивации личности к познанию и творчеству через реализацию программ дополнительного образования детей, используя следующие формы организации учебного процесса: учебные занятия, лекции, семинары, дискуссии, конференции, экскурсии, открытые учебные занятия, туристические походы, учебные игры, консультации, соревнования и т.д.

3.2. Численный состав учебных групп. Численный состав учебных групп определяется в соответствии с психолого-педагогическими рекомендациями, санитарно-гигиеническими нормами в зависимости от года обучения, содержания образовательных программ, форм обучения, направлений образовательной деятельности, специфики деятельности и составляет:

· в группах 1 года обучения - от 15 человек;

· в группах 2-3 года обучения – от 12 человек;

· в группах этапа совершенствования (4-8 год обучения) от 10 человек;

· индивидуальная форма обучения - 1 человек.

3.3. Основные формы образовательного процесса. Основными формами образовательного процесса являются:

· теоретические и практические занятия;

· групповые и индивидуальные занятия;

3.4. Система аттестации обучающихся, формы и порядок её проведения.

Для полноценного обеспечения учебно-воспитательного процесса и повышения качества образования в учреждении осуществляется контроль за уровнем освоения дополнительных общеобразовательных программ с использование следующих форм:

- стартовая диагностика;

- аттестация (промежуточная и итоговая);

- участие в творческих конкурсах и выставках;

- участие в соревнованиях, турнирах, фестивалях;

- массовые мероприятия развивающего, познавательного и воспитательного характера.

Система оценок определяется в соответствии с Положением об аттестации обучающихся в МБОУ ДОД «ЦДТ «Южный».

Максимальный уровень обученности детей и подростков оценивается по 100-бальной шкале и определяется по двум контрольным параметрам – практической работе в течение года (максимум 80 баллов) и теоретические тесты (максимум 20 баллов). Результаты, полученные каждым обучающимся, суммируются и итоги освоения программного материала формулируются по трём критериям:

Высокий – полностью освоил программный курс.

Средний – не полностью освоил программный курс.

Низкий - не освоил программный курс.

4. Описание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

4.1. Программы художественной направленности в 2014-2015 учебном году представлены следующими дополнительными образовательными программами:

1. «Радуга»

2. «ИЗО и основы дизайна»

3. «Капитошка»

4. «Дизайн-студия «Акварель»

5. «Театральная студия «УРАган»

6. «Музыкальный театр «Дили-дили»

7. «Лоскутик»

8. «Ансамбль народных инструментов «Фантазия»

9. «Фольклорно-этнографический театр «Русич»

10. «Вокальный ансамбль «Гармония»

11. «Фантазеры»

12. «Хореографическая студия «Пляшущие человечки»

13. «Студия бального танца «Экспрессия», которые спроектированы на развитие общей культуры, художественных способностей в области избранных видов искусства и предусматривают возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. Цель данных программ – воспитание основ эстетической культуры средствами музыки, хореографии, театра, изодеятельности, декоративно-прикладного творчества. Программы включают в себя теоретические знания по истории изучаемых предметов, о месте и развитии данного вида деятельности в родной стране и области; практические знания и навыки в выбранном предмете деятельности. Основу декоративно-прикладного искусства составляет ручной творческий труд. Тематика программ обеспечивает не только многообразие изучаемых предметов с учётом регионального компонента, но и их глубину.

Выделение индивидуальных часов практикуется и по программам по хореографии и вокалу, т.к. работа с солистами требует индивидуального подхода, результатом которого является создание оригинального сольного произведения. Программы хореографической, театральной и фольклорной студии, а также вокального ансамбля «Гармония» являются комплексными, сроком обучения 5-8 лет, имеют узкую специализацию и профильную направленность.

4.2. Программы технической направленности разработаны на сроки до 4 лет и представлены 4-мя дополнительными образовательными программами:

- «Начальное техническое творчество»

- «Судомоделизм и история флота»

- «Кадр»

- «Пулевая стрельба».

Они отличаются от базовых школьных программ тем, что больше развивают творческие способности детей, больше времени выделяется на выбор и процесс конструирования и создание конечного продукта. Программы по начально-техническому моделированию, судомоделированию, фотоискусству, разработаны для различной возрастной категории: от младших школьников до молодёжи. При углублённом изучении предметов, теоретические знания, полученные детьми в школе, находят практическое применение в творческой деятельности по созданию технических изделий и авторских фоторабот. Помимо этого дети знакомятся на практике со специальными материалами, инструментами и современными технологиями работы.

4.3. Программы туристско-краеведческой направленности представлены двумя дополнительными образовательными программами «Память» и «Школа безопасности» сроком реализации 3 и 6 лет соответственно. Программы рассчитаны на детей среднего и старшего школьного возраста и направлены на получение теоретических знаний и практическое познание окружающего мира, родного края. Туризм и краеведение - два взаимодействующих способа постижения человеком природных и культурных особенностей среды проживания, поэтому они объединены в одно направление. Содержание программы «Память» предусматривает изучение обучающимися краеведческого материала, расширения кругозора, развитие творческих способностей в исследовательской, экскурсионной деятельности, привлечение подростков к участию в общественно-полезных, социально-значимых акциях и проектах. По программе «Школа безопасности» подростки получают знания, умения и навыки о здоровом образе жизни, экологической культуре, чрезвычайных ситуациях локального характера.

4.4. Программы физкультурно-спортивной направленности представлены следующими дополнительными общеобразовательными программами:

1. «Футбол»

2. «Баскетбол»

3. «Шахматы»

4. «Пожарно-прикладной спорт»

5. «Волейбол»

6. «Дартс»

7. «Настольный теннис»

8. «ОФП с элементами народных игр»

Данные программы являются долгосрочными сроком реализации от 3 до 8 лет, ориентированы на подростков среднего и старшего школьного возраста. Степень обученности воспитанников выходит на уровень функциональной грамотности и компетенции, так как подростки участвуют и становятся призерами соревнований различного уровня, от городского до международного, а также, получают спортивные разряды. Режим занятий 4-6 часов в неделю в соответствии с уровнем обучения, для одаренных детей, имеющих положительные результаты выступлений в соревнованиях, турнирах, предусматривается 1 час для дополнительной индивидуальной работы по индивидуальному плану.

Программы игровых видов спорта и общефизической подготовки направлены на выработку положительных социальных качеств и установок личности – мужества, выдержки, решительности, смелости, самообладания, ознакомление с различными видами спорта, спортивных и русских народных игр. По данным программам обучаются дети и подростки, которые хотят заниматься спортом «для себя» без претензий на высокие спортивные достижения. Поэтому, эти программы отнесены к социально-педагогической направленности.

4.5 Программы социально-педагогической направленности представлены следующими дополнительными образовательными программами:

1. «Семицветик»

2. «Инициатива»

3. «Я и мой выбор»

4. «Человек. Общество. Право»

5. «Активный английский»

6. «Английский для дошкольников»

7. «Английский для начинающих», которые условно разделяются на программы социальной и психологической адаптации, творческого развития детей дошкольного возраста, культурологические, пропагандирующие здоровый образ жизни, физическое совершенствование индивида.

Содержание программ «Я и мой выбор» и «Инициатива» направлено на личностное развития старшеклассников, определение «Я-концепции», развитие лидерских качеств и поддержке при самоутверждении себя в социуме.

Программы групп гармонического развития предназначены для создания условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, повышения их готовности к школе. Они отражают социальный заказ на разнообразие видов и содержание образовательных услуг для дошкольников и учитывают особенности психологии, физиологии дошкольников, ориентированы на развитие креативности, навыков творческого самовыражения ребёнка. В комплексную программу «Семицветик» входят подпрограммы по предметам: развитие речи, развивающие игры (логическое мышление с элементами математики), азбука дошкольника (знакомство с изобразительным и декоративно­ - прикладным искусством, понятие этики и этикета, правила дорожного движения и поведения в обществе), основы музыкального или театрального искусства.

В связи с социальным заказом родителей и анализом результативности обучения на изучение материала по каждому предмету отводится по 2 спаренных академических учебных часа в неделю.

Программа «Английский для дошкольников» ориентирована на детей 5-6 лет, также является развивающей программой, содержание которой построено на изучении языковых норм и развития коммуникативных форм общения на английском языке. Программа дифференцирована, что дает возможность осваивать материал сформированным одновозрастным группам, не имеющим базовых знаний по данному предмету.

Программы «Человек.Общество.Право», «Английский для начинающих», «Активный английский» рассчитаны на детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, пользуются большим спросом у социума. Они расширяют и углубляют базовые знания школьных программ по предметам «История», «Обществоведение», «Иностранный язык», «География». Данные программы всё же узконаправлены и носят предпрофильный характер.

Во всех программах различных направленностей разработаны комплекты документов по отслеживанию качества обученности на каждом этапе обучения, в том числе и по окончании полного курса данной программы.

МБОУ ДОД «Центр детского творчества «Южный» в соответствии с Положением о порядке выдачи «Свидетельства о дополнительном образовании» выдает выпускникам документы об образовании, освоившими полный курс дополнительной общеобразовательной программы и успешно прошедшими итоговую аттестацию. Форма документов определяется Центром самостоятельно. Указанный документ заверяется печатью Центра.

Для реализации учебного плана в Центре имеется необходимое кадровое, материально - техническое и методическое обеспечение.