Вокальная студия «Гармония»

Вокальное пение является одной из форм музыкального обучения и воспитания подрастающего поколения, как самого доступного и любимого детьми вида музыкального исполнительства. Правильное и систематическое обучение вокалу с детских лет может стать фундаментом вокальной исполнительской культуры народа. Объединение нескольких голосов в единый коллектив образует ансамбль. Ансамблевое пение в силу своей естественной природы развивает у детей способность к заинтересованному, продуктивному общению, чувство взаимной поддержки, коллективизма.

Данная дополнительная общеобразовательная программа является модифицированной, разработана на основе программ по вокальному мастерству для различной возрастной категории и предназначенных для работы в детских музыкальных школах, школах искусств. При разработке данной программы были проанализированы материалы образовательных программ: «Собственная песня: от замысла - к воплощению» С.Е. Поповкина, «Соловушка» Ждановой Р.М., Тарасовой А.А., Пурисовой Н.П. и "Вокальное мастерство детей и подростков" Синявской Н.Н., а также обобщен личный педагогический опыт работы в различных детских вокально – хоровых коллективах. Данная программа адаптирована для системы дополнительного образования.

Программа относится к художественной направленности.

Актуальность программы состоит в том, что обучение детей сольному и ансамблевому пению целесообразно с получение ими дополнительных знаний в области хореографии, элементарной теории музыки (сольфеджио), овладение игрой на музыкальном инструменте (фортепиано).

Вид программы – развивающий художественную одарённость.

В вокальный ансамбль «Гармония» принимаются дети с разными музыкальными способностями путём диагностики их вокальных и музыкальных данных.

Цель программы – обучение основам вокального мастерства, сольного и ансамблевого исполнительства, необходимых для дальнейшей практической концертной деятельности.

Задачи обучения включают в себя:

Обучающие:

  • изучение вокальных возможностей человеческого голоса и получение знаний, умений и навыков им управлять;
  • освоение сольной вокальной техники и умений и навыков пения в ансамбле;
  • освоение пения по партитурам, без музыкального сопровождения и чтению с листа;
  • овладение основами исполнительского мастерства.

Воспитывающие:

  • воспитание эстетического вкуса;
  • воспитание у обучающихся любви к вокально-хоровому искусству родной страны, народно-песенному творчеству.
  • привитие интереса к русской и современной музыке различных вокальных жанров;
  • воспитание чувства коллективизма и ответственности за общее дело;
  • привитие навыков концертной этики.

Развивающие:

  • развитие творческой индивидуальности обучающихся;
  • развитие музыкального слуха, чувства ритма и творческих способностей обучающихся, как сольного исполнителя и как певца в вокальном ансамбле;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Возрастной диапазон программы широк. Освоение образовательного уровня по данной программе осуществляется с детьми 7 – 18 лет.

Помимо ансамблевого исполнительства, наиболее способным детям, показавшим по результатам диагностики высокий уровень вокальных и музыкальных данных, предлагается параллельное обучение сольному пению. Обучение в ансамбле направлено на подготовку выступлений в концертах на различных сценических площадках. В каждом учебном году состав ансамбля меняется, так как одни обучающиеся выпускаются, а на первую ступень обучения зачисляются новые воспитанники.

Полноценное обучение немыслимо также без знаний в области элементарной теории музыки и сольфеджио. Поэтому, образовательная программа «Вокальный ансамбль «Гармония» является комплексной и предусматривает обучение по следующим предметам: вокал, теория музыки, общее фортепиано. Превалирующей дисциплиной является обучение вокальному мастерству.

Программа рассчитана на 8 лет обучения. Занятия в вокальном коллективе проходят в коллективной и полугрупповой форме. Группа первого года обучения занимается 4 часа в неделю (2 раза в неделю по 2 часа) – 144 часа в год. Со второго года обучения и последующие, количество учебных часов увеличивается - 3 раза в неделю по 2 часа – 216 часов в год, так как на данном этапе обучения отводится больше внимания подготовке к концертной деятельности.

С солистами проводятся занятия по подготовке и разучиванию сольных вокальных номеров. Такая форма работы подразумевает индивидуальные занятия по 1 часу в неделю (36 часов в год).

На «выходе» из программы воспитанники

знают:

  • вокальные жанры и формы, терминологию;
  • разновидности тембров голосов, методику правильного дыхания и звукообразования.

умеют:

  • ориентироваться в звуковысотной системе лада, в ансамблевом многоголосии, уверенно удерживая свою партию;
  • оригинально мыслить и импровизировать в пении, достигать единообразия в звучании песни, темпо-ритме;
  • сочетать в исполнении единства художественного и технического;
  • точно передавать художественный образ и следовать замыслу автора;
  • самостоятельно подготовить вокальное произведение для выступления внутри коллектива, беречь свой голосовой аппарат.

понимают:

  • дирижёрские жесты;
  • закономерности построения музыкального произведения;
  • музыкально – поэтическую основу песни.

анализируют:

  • уровень своего исполнения и коллектива в целом;
  • прослушенные записи солистов-вокалистов и вокальных ансамблей с учётом показателей голосообразования и идейно-художественного замысла произведения.

В конце обучения выпускники ансамбля «Гармония», выходят на уровень компетенции, получают рекомендации для продолжения обучения в музыкальном училище на вокально-хоровом отделении.