Вокальная студия «Гармония»
Вокальное пение является одной из форм музыкального обучения и воспитания подрастающего поколения, как самого доступного и любимого детьми вида музыкального исполнительства. Правильное и систематическое обучение вокалу с детских лет может стать фундаментом вокальной исполнительской культуры народа. Объединение нескольких голосов в единый коллектив образует ансамбль. Ансамблевое пение в силу своей естественной природы развивает у детей способность к заинтересованному, продуктивному общению, чувство взаимной поддержки, коллективизма.
Данная дополнительная общеобразовательная программа является модифицированной, разработана на основе программ по вокальному мастерству для различной возрастной категории и предназначенных для работы в детских музыкальных школах, школах искусств. При разработке данной программы были проанализированы материалы образовательных программ: «Собственная песня: от замысла - к воплощению» С.Е. Поповкина, «Соловушка» Ждановой Р.М., Тарасовой А.А., Пурисовой Н.П. и "Вокальное мастерство детей и подростков" Синявской Н.Н., а также обобщен личный педагогический опыт работы в различных детских вокально – хоровых коллективах. Данная программа адаптирована для системы дополнительного образования.
Программа относится к художественной направленности.
Актуальность программы состоит в том, что обучение детей сольному и ансамблевому пению целесообразно с получение ими дополнительных знаний в области хореографии, элементарной теории музыки (сольфеджио), овладение игрой на музыкальном инструменте (фортепиано).
Вид программы – развивающий художественную одарённость.
В вокальный ансамбль «Гармония» принимаются дети с разными музыкальными способностями путём диагностики их вокальных и музыкальных данных.
Цель программы – обучение основам вокального мастерства, сольного и ансамблевого исполнительства, необходимых для дальнейшей практической концертной деятельности.
Задачи обучения включают в себя:
Обучающие:
- изучение вокальных возможностей человеческого голоса и получение знаний, умений и навыков им управлять;
- освоение сольной вокальной техники и умений и навыков пения в ансамбле;
- освоение пения по партитурам, без музыкального сопровождения и чтению с листа;
- овладение основами исполнительского мастерства.
Воспитывающие:
- воспитание эстетического вкуса;
- воспитание у обучающихся любви к вокально-хоровому искусству родной страны, народно-песенному творчеству.
- привитие интереса к русской и современной музыке различных вокальных жанров;
- воспитание чувства коллективизма и ответственности за общее дело;
- привитие навыков концертной этики.
Развивающие:
- развитие творческой индивидуальности обучающихся;
- развитие музыкального слуха, чувства ритма и творческих способностей обучающихся, как сольного исполнителя и как певца в вокальном ансамбле;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Возрастной диапазон программы широк. Освоение образовательного уровня по данной программе осуществляется с детьми 7 – 18 лет.
Помимо ансамблевого исполнительства, наиболее способным детям, показавшим по результатам диагностики высокий уровень вокальных и музыкальных данных, предлагается параллельное обучение сольному пению. Обучение в ансамбле направлено на подготовку выступлений в концертах на различных сценических площадках. В каждом учебном году состав ансамбля меняется, так как одни обучающиеся выпускаются, а на первую ступень обучения зачисляются новые воспитанники.
Полноценное обучение немыслимо также без знаний в области элементарной теории музыки и сольфеджио. Поэтому, образовательная программа «Вокальный ансамбль «Гармония» является комплексной и предусматривает обучение по следующим предметам: вокал, теория музыки, общее фортепиано. Превалирующей дисциплиной является обучение вокальному мастерству.
Программа рассчитана на 8 лет обучения. Занятия в вокальном коллективе проходят в коллективной и полугрупповой форме. Группа первого года обучения занимается 4 часа в неделю (2 раза в неделю по 2 часа) – 144 часа в год. Со второго года обучения и последующие, количество учебных часов увеличивается - 3 раза в неделю по 2 часа – 216 часов в год, так как на данном этапе обучения отводится больше внимания подготовке к концертной деятельности.
С солистами проводятся занятия по подготовке и разучиванию сольных вокальных номеров. Такая форма работы подразумевает индивидуальные занятия по 1 часу в неделю (36 часов в год).
На «выходе» из программы воспитанники
знают:
- вокальные жанры и формы, терминологию;
- разновидности тембров голосов, методику правильного дыхания и звукообразования.
умеют:
- ориентироваться в звуковысотной системе лада, в ансамблевом многоголосии, уверенно удерживая свою партию;
- оригинально мыслить и импровизировать в пении, достигать единообразия в звучании песни, темпо-ритме;
- сочетать в исполнении единства художественного и технического;
- точно передавать художественный образ и следовать замыслу автора;
- самостоятельно подготовить вокальное произведение для выступления внутри коллектива, беречь свой голосовой аппарат.
понимают:
- дирижёрские жесты;
- закономерности построения музыкального произведения;
- музыкально – поэтическую основу песни.
анализируют:
- уровень своего исполнения и коллектива в целом;
- прослушенные записи солистов-вокалистов и вокальных ансамблей с учётом показателей голосообразования и идейно-художественного замысла произведения.
В конце обучения выпускники ансамбля «Гармония», выходят на уровень компетенции, получают рекомендации для продолжения обучения в музыкальном училище на вокально-хоровом отделении.