Судомоделизм и история флота

Российская Федерация, историческая преемница Киевской Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза – великая морская держава. Но за последние 15 лет в связи с общим экономическим и нравственным упадком в стране понес большие потери отечественный военный, гражданский, речной и рыбопромысловый флот. Были утрачены позиции страны в области военного и гражданского судостроения, в обществе потерян интерес к морской истории страны. Российские мальчишки и девчонки перестали бредить морем, небом, другими сложными и романтическими профессиями, они не хотят быть квалифицированными рабочими, талантливыми инженерами и изобретателями. А именно эти профессии наравне с профессиями хлеборобов, врачей, учителей и многими другими являются той основой, без которой не может быть экономически могучего государства.

Актуальностью данной дополнительной общеобразовательной программы является возможность привить подросткам интерес к такому старому и многогранному увлечению как судомоделизм, прививающему многие полезные навыки (познание законов физики и механики, умение работать с различными материалами, проектировать и экспериментировать, получать художественные навыки, учиться работать в коллективе, участвовать в соревнованиях юных судомоделистов) может уменьшить влияние многих неблагоприятных сторон современной окружающей социальной среды, помочь воспитать характер и выбрать профессию (причем, не обязательно профессию моряка или судостроителя), приобрести увлечение, которое поможет интересно и полезно проводить досуг. Направленность – техническая.

Важной составляющей программы является часть, связанная с получением простых практических навыков и умений в работе с различными инструментами и материалами. Но не менее важна та часть программы, в которой будет преподаваться история человечества, связанная, так или иначе, с освоением водной стихии.

Данная программа является модифицированной, за основу взята образовательная программа В.С. Сычина «Судомоделилирование».

Цель программы: способствовать развитию творческих и технических способностей учащихся посредством созда­ния условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой са­мореализации личности через занятие судомоделизмом.

Задачи программы:

Обучающие:

– изучение основных принципов устройства кораблей и судов (различие судов в зависимости от назначения, принципов непотопляемости, видов двигателей и принципов движения, компоновки и оснастки судов);

– изучение основных вех истории развития отечественного и мирового судостроения, мореплавания, истории русского и советского военно-морского флота;

– формирование умений и навыков обработки различных материалов (бумага, картон, дерево, металл, пластик, стеклопластик, фанера), использования различных ин­струментов (слесарный, столярный, швейный инструменты, электродрель, паяльник);

– расширение политехнического кругозора школьников.

Развивающие:

– развитие элементов технического творчества, творческой инициативы и изобретательности;

– развитие памяти, мышления, внимания посредством участия в создании конкретных моделей.

Воспитательные:

– воспитание личной ответственности за порученное дело через умение принимать технически правильные решения и действовать в соответствии с ними;

– воспитание умений работать самостоятельно и в коллективе при создании моделей, проведении их испытаний, участии в соревнованиях;

– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности;

– формирование личности гражданина, знающего морскую историю Отечества, гордящегося деяниями предков.

Образовательный курс данной программы рассчитан на три года обучения.

Количество часов в неделю в первый год обучения – 4, что в год составляет 144 часа.

Количество часов в неделю во второй год обучения – 6 часов в неделю, в год – 216 часов.

Количество часов в неделю в третий год обучения – 6 часов в неделю, в год – 216 часов.

Оптимальный состав группы первого года обучения до 12 учащихся, второго года обучения до 10 учащихся, третьего года обучения до 8 учащихся. Различный количественный состав групп в разные годы обучения определяется тем, что в первый год обучения многие занятия проводятся фронтальным способом, во второй год обучения количество фронтальных занятий уменьшается, работа учащихся принимает более индивидуальный характер, на третьем году обучения индивидуализация выполняемых творческих работ практически вытесняет фронтальные методы обучения.

Выпускник, освоивший полный курс данной программы должен

знать:

  • принцип работы радиоаппаратуры и двигателя внутреннего сгорания;
  • технологию изготовления скоростных радиоуправляемых моделей;
  • правила проведения и судейства соревнований;
  • технологии обработки различных материалов;
  • историю мирового и отечественного судостроения;

- основы радио- и электротехники;

- принципы работы и устройства двигателя внутреннего сгорания;

уметь:

- работать с инструментом и на различных станках и приспособлениях;

  • производить пайку, окраску деталей;
  • выявлять и устранять неисправности в работе радиоаппаратуры и двигателя внутреннего сго­рания.

- работать с различными клеями, шпаклевками и эпоксидной смолой.