Радуга

Изобразительное искусство, как художественная дисциплина, должно быть направлено на формирование внутреннего мира ребенка, его духовно – нравственного облика. Это становится особенно актуальным в наше время, когда внимание ребенка занимают не лучшего качества телевизионные передачи, компьютерные игры, Интернет.

Процесс рисования тесно связан с дисциплинами, изучаемыми в общеобразовательной школе: природоведением, началами геометрии, математикой, поэтому он помогает дополнить и усвоить школьные знания, а иногда и приобрести новые.

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является модифицированной, адаптированной согласно Уставу «Центра детского творчества «Южный» г. Рязани и рассчитана на работу с детьми младшего и среднего школьного возраста. Направленность программы – художественная.

Образовательная область программы - искусство. Здесь предусматривается возможность творческого самовыражения, творческой импровизации детей.

Вид программы - практико-ориентированный. Программа рассчитана на развитие практических умений и навыков изобразительного творчества, развития эстетического вкуса обучающихся, направлена на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, духовный мир детей и подростков.

Уровень освоения – общекультурный. Дети получают знания, умения, навыки для дальнейшего самостоятельного совершенствования.

Цель программы – формирование элементарных творческих знаний и творческих навыков рисунка, основ живописи и композиции.

Задачи программы:

Обучающие

- обучение работе с карандашом, красками (акварель, гуашь), кистями, акварельной бумагой;

- обучение основам рисования с натуры, по памяти, по представлению;

- изучение в рисунке пропорций, симметрии формы;

- изучение свойств цвета;

-понятие тона (светлоты);

- понятие целостности восприятия натуры.

Развивающие

- развитие конструктивного мышления;

- развитие творческих способностей;

- развитие зрительной памяти;

-развитие фантазии;

- развитие эстетического восприятия;

- приобщение к наследию отечественного и мирового искусства, народного творчества.

Воспитательные

- формирование творческой индивидуальности;

- формирование художественно-эстетического вкуса;

- воспитание чувства коллективизма у обучающихся;

- формирование представления об общечеловеческих ценностях.

Предусматривается трехгодичное обучение с 7-10 летнего возраста.

Форма организации занятий: групповая, частично-индивидуальная в рамках отведенных часов.

Режим занятий:

I год обучения 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа). Количество обучающихся - 15 чел.

II и III год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа (216 часов). Количество обучающихся - 12-13 чел.

Учебный год составляет 36 недель.

Содержание трех основных разделов программы: 1) основы рисунка; 2) основы живописи; 3) основы композиции.

Формы и методы проведения занятий

В программе предусмотрены следующие формы занятий:

- теоретические занятия (проведение лекций, бесед, консультаций, демонстрация наглядных пособий, приглашение специалистов для проведения тематических выступлений);

- практические занятия (упражнения на заданную тему, занятия – викторины, занятия-игры).

Большое значение отводится посещению выставок, музеев, выходам на природу, участию в выставках, конкурсах.

Структура программы позволяет дополнить и углубить знания, полученные на первом году обучения.

В соответствии с целями и задачами программы результатом обучения является приобретение элементарных знаний в области изобразительного искусства, а также возможность их применения при дальнейшем обучении (например, в художественной школе или образовательной школе, углубленно изучающей искусство) в повседневной жизни, в общеобразовательной школе.

Процедура аттестации.

Контроль и проверка результатов обучения – это обязательный компонент процесса обучения. Он необходим, чтобы выявить уровень усвоения знаний обучающхся.

Во время проведения занятий педагогом осуществляется текущий контроль: исправляются ошибки, даются советы, просматриваются и оцениваются детские работы.

Оперативный контроль проводится после прохождения очередного раздела программы. Проверка осуществляется с помощью игр, викторин, тестов, опроса и бесед.

занятия-игры Промежуточный контроль проводится по окончании учебного года.

Обучающимся дается задание, которое выполняется самостоятельно. Затем устраивается просмотр заданий, которые педагог оценивает по сто бальной шкале: 80-100 баллов – высокий уровень усвоения программы, 60-80 – средний уровень усвоения, 40-60 – низкий. По результатам проверки выносится решение о переводе ребенка на следующий год обучения.

Итоговый контроль проводится по окончании 3-ого года обучения. Задание дается на любую из предложенных тем. Обучающиеся самостоятельно выполняют итоговую работу. Затем проводится выставка работ, их оценка производится педагогом и родителями, которые приглашаются на заключительное занятие. Дети, показавшие высокие результаты освоения всего курса программы получают рекомендации для продолжения обучения изобразительным искусством в специализированных художественных школах и т.п.