Фортепиано

Музыкальное образование – одна из важнейших составляющих эстетического воспитания и духовного развития ребенка. Занятия музыкой имеют познавательное значение, так как она отражает многие жизненные явления, обогащает представления воспитанников о природе, истории, быте и традициях разных народов. Музыкальные занятия положительно влияют на общую культуру поведения ребенка, развивают фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формируют универсальные способности, необходимые в любых сферах деятельности. Формирование музыкальных творческих качеств лучше всего начинать с раннего детского возраста. Важнейшей составляющей современного музыкального образования является обучение музицированию, владению музыкальным инструментом.

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является модифицированной, основана на материалах образовательных программ для ДМШ и музыкальных отделения ДШИ по классу «фортепиано». Также, была проанализирована образовательная программа «Фортепиано» автора Л.В. Елкиной Центра внешкольной работы Северного окружного управления г. Москвы.

Направленность программы – художественная.

Образовательная область программы – музыка.

Уровень образованности - функциональная грамотность.

Программа по классу «фортепиано» реализуется на базе МОУ ДОД Центра детского творчества «Южный» и является одной из структурных составляющих Детской музыкальной студии «Созвучие», поэтому данная программа адаптирована, так как перед учреждениями дополнительного образования стоят несколько другие задачи, нежели перед специализированными детскими музыкальными школами. Главным отличием является то, что обучение по программе доступно всем детям, желающим освоить навыки игры на фортепиано. Специальных критериев наличия музыкальной одаренности у детей не требуется. Единственными условиями приема являются желание учиться и наличие инструмента (или иной возможности выполнения домашних заданий). Для успешных занятий обучающемуся необходимы любовь к порядку, умение организовать свою домашнюю работу, способность проявить терпимость и усидчивость, навыки обращения с нотными изданиями.

Цель программы: развитие творческих и специальных музыкальных способностей, формирование музыкальной культуры воспитанников посредством освоения основ музыкальной грамоты и овладения исполнительскими навыками на фортепиано.

Задачи обучения включают в себя:

Обучающие:

· изучение основ теории музыки (формирование понятия звуковысотной и ритмической организации музыки, освоение средств музыкальной выразительности, знакомство с музыкальной терминологией),

· овладение основами исполнительского мастерства (освоение двигательных навыков, развитие беглости пальцев, овладение различными исполнительскими штрихами и динамическими градациями);

  • обучение навыкам работы с нотной литературой, разбора музыкальных произведений и чтению с листа.

Развивающие:

· развитие базовых музыкальных способностей ребенка (память, слух, чувство ритма);

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Воспитывающие:

  • расширение кругозора детей в области музыкального искусства;

· воспитание культуры исполнения и культуры сценического поведения;

· формирование устойчивого интереса и любви к музыке, потребности в активном общении с музыкальным искусством

· воспитание эмоциональной отзывчивости, музыкально-эстетического вкуса, эмоциональной культуры учащихся.

  • становление фантазии. воображения, музыкально-образного восприятия и эмоционального исполнения.

Возрастной диапазон программы широк. Обучение игре на фортепиано осуществляется с детьми 7 – 18 лет. Начальный возраст при «вхождении» в программу – 7 лет, при этом дети до 11-летнего возраста включительно могут начать обучение по данной программе и пройти её полный курс.

Основной период обучения составляет 7 лет и состоит из трех этапов:

I этап – 1-(2) год обучения – начальное обучение, освоение первоначальных навыков.

II этап – (2) 3-4 годы обучения – этап основного обучения.

III этап –5 – 7 год обучения – этап музыкального совершенствования.

Учебная программа реализуется в форме индивидуального занятия с обучающимся по 1 академическому часу (45 минут) два раза в неделю. Срок освоения программы - 72 часа в год, 504 часа – весь курс обучения.

Стандарты образовательной программы.

В течение всего курса обучения воспитанники должны овладеть умением разучивать и грамотно, осмысленно исполнять на доступном для каждого из них уровне различные музыкальные произведения.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендуемое для изучения в каждом году, дается в годовых требованиях с учетом рекомендуемого репертуара. Весь этот пройденный музыкальный материал фиксируется в «Индивидуальной карте» обучающегося.

Для каждого года обучения в программе даны примерные перечни музыкальных пьес (различные по уровню трудности) для исполнения. Это дает возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей, отличающихся по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуальным данным.

Контроль оценки результатов освоения программы.

Контрольный урок проводится 1 раз в четверть.

Академический концерт или переводной экзамен проводится 2 раза в год (декабрь, май).

Технический зачет проводится 1 раз в год в марте текущего года.

Выпускной экзамен проводится в мае среди воспитанников последнего года обучения в присутствии комиссии, назначаемой приказом директора учреждения.