Лоскутик

Лоскутное шитьё среди известных видов рукоделия занимает особое место. Это очень древний вид творчества. А творчество для любого человека – это вдохновение, замысел, логика, сопоставление, чувства. Развитие этих качеств с детского возраста, а также знакомство с теоретическими и практическими секретами лоскутного мастерства, изучение особенностей его традиционной и нетрадиционной техники поможет многим детям открыть новые пути в жизни, некоторым определиться в дальнейшей профориентации, а творческий потенциал детей поможет приумножению нашего лоскутного искусства.

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ориентирована на детей младшего и среднего школьного возраста, предназначена для реализации в учреждениях дополнительного образования, является модифицированной. При составлении программы был обобщён собственный опыт работы с детьми, а также изучены и проанализированы материалы авторской образовательной программы творческого объединения «Кудесница» педагога дополнительного образования И.Б. Поповой из г. Санкт-Петербурга и авторской образовательной программы «Вышивка и лоскутное шитьё» Е.А. Ивановой, реализуемой в Московском городском Дворце детско-юношеского творчества. Программа адаптирована в соответствии с Уставом ЦДТ «Южный»: прописан несколько другой режим занятий, разработан собственный учебно-тематический план и содержание учебных тем. Программа продолжает, поддерживает и расширяет школьный базовый курс для девочек по предмету «Технология».

Направленность программы – художественная. Вид программы – прикладной. Уровень освоения программы - элементарная грамотность.

По окончании полного курса программы выпускники могут продолжить обучение по другим образовательным программам похожего вида и направленности, например: моделирование и пошив одежды, художественная обработка материалов и др.

Оптимальный начальный возраст освоения программы – 7 –8 лет.

При вхождении в программу проводится стартовая диагностика детей, которая выявляет уровень владения простейшими инструментами для шитья. Необходимые специализированные знания, умения и навыки лоскутной пластики и шитья дети приобретут, обучаясь по данной программе. Главное при записи в объединение – желание обучаться по данной направленности. На второй и третий года обучения могут приниматься новые обучающихся, имеющие навыки работы с необходимыми инструментами (по итогам практического тестирования).

Занятия строятся с учётом скорости усвоения обучающимися специальных навыков и умений. Оптимальное количество обучающихся в группе 15-12 человек, чтобы у педагога была возможность уделять внимание каждому ребёнку индивидуально.

Цель программы - духовное и эстетическое развитие личности каждого ребёнка на основе постижения им нравственных устоев народной культуры, раскрытие творческого потенциала детей посредством освоения техники традиционного лоскутного искусства.

Задачи программы

Обучающие:

  • Формирование специальных знаний по предмету (основы цветоведения, материаловедения, портновские термины, основы жанровой композиции.
  • Приобретение технических знаний, умений и навыков (подготовка материала к работе, виды простых лоскутных орнаментов России, работа с инструментами, работа на швейной машине).
  • Формирование умения самостоятельно строить схему лоскутного изделия, подбирать ткань и изготавливать продукт.
  • Приобретение навыков более сложных приёмов лоскутного шитья (аппликация, витраж и др.).

Развивающие:

  • Пробуждение творческой активности обучающихся, расширение их кругозора.
  • Раскрепощение детей, раскрытие их индивидуальных способностей.
  • Развитие познавательной активности, фантазии, образного и логического мышления.

Воспитывающие:

  • Приобщение детей к истокам русской народной культуры, народному декоративно-прикладному творчеству.
  • Формирование внимания, уважения к людям, терпимости к чужому мнению.
  • Формирование культуры поведения в обществе и общения в коллективе.
  • Воспитание любви и уважения к народному искусству, к родной природе.
  • Формирование потребности добросовестного отношения к общественно-полезному труду, аккуратности в работе.
  • Приобщение детей к непреходящим человеческим ценностям, к бережному сохранению и продолжению традиций своего народа.

Программа рассчитана на 4 года обучения, так как овладение навыками шитья, техникой лоскутного мастерства, закономерностями цветовых сочетаний достаточно трудоёмкий творческий процесс.

Режим занятий: 1 год обучения 4 часа в неделю, 144 часа в год, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. 2, 3 и 4 год обучения 6 часов в неделю, 216 часов в год, дети занимаются 3 раза в неделю по 2 часа . Всего 36 учебных недель в течение учебного года.

Стандарты образовательной программы.

По окончании программного курса воспитанники должны

знать:

  • историю развития лоскутного творчества в России;
  • инструменты и материалы, необходимые для работы и технику безопасности при работе с инструментами;
  • технологию «вышивки лентой» и «бисквитной» лоскутной техники;
  • основные виды лоскутной техники и технологический процесс лоскутного шитья;
  • варианты применения изученных узоров лоскутной пластики;
  • возможности и преимущества коллективного труда.

уметь:

  • применять навыки работы на швейной машине, правильно пользоваться швейным оборудованием;
  • выполнять более сложные способы лоскутной пластики;
  • составить цветовую схему узора «звезда» и выполнить изделие в данной технике;
  • самостоятельно составлять композиции, моделировать изделия в выбранном стиле (народном, классическом);
  • выполнить самостоятельно изделие по заданной теме из пройденных схем лоскутного шитья в качестве итоговой работы;
  • самостоятельно применять и развивать полученные навыки в области лоскутного искусства;
  • владеть культурой речи, культурой общения со сверстниками и взрослыми.

понимать:

  • необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учёбе;

значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним.