Ансамбль народных инструментов

Знакомство с музыкальными инструментами – очень важный для детей этап на пути к музыке, так как музыкальный инструмент – материальный представитель звукового мира. Объединение нескольких музыкальных инструментов одного вида в единый коллектив образует ансамбль. Ансамблевое музицирование в силу своей естественной природы развивает у детей способность к заинтересованному, продуктивному общению, чувство взаимной поддержки, коллективизма.

Данная дополнительная общеобразовательная программа является модифицированной, разработана, опираясь на образовательные программы: «Коллективное музицирование. Класс ансамбля», программа для ДМШ и музыкальных отделения ДШИ; программы для внеклассной и внешкольной работы Министерства Просвещения СССР; И.М. Красильникова «Клавишный синтезатор» и «Ансамбль клавишных синтезаторов», а также на основе личного педагогического опыта. Данная программа может быть использована в учреждениях системы дополнительного образования детей.

Программа относится к художественной направленности.

Образовательная область программы – музыка.

Вид программыразвивающий художественную одарённость. Уровень образованности - функциональная грамотность.

Освоение ансамблевого музицирования по данной программе осуществляется с детьми 9 – 17 лет в течение пяти лет. Принимаются все желающие научиться играть на баяне, аккордеоне и шумовых и ударных инструментах. Также, принимаются в ансамбль дети, владеющие знаниями по теории музыки и навыками игры на баяне, аккордеоне, фортепиано. Так как они быстрее осваивают и разучивают нотный материал, руководитель поручает им солирующие или основные ведущие партии.

Обучение по классу ансамбля направлено на подготовку выступлений в концертах, участие в конкурсах и фестивалях. Сочетание исполнительской и творческой продуктивной деятельности способствует активизации музыкального мышления детей, развитию в более полной мере музыкальных способностей и интересов, формированию хорошего музыкального вкуса.

Цель программы - развитие навыков игры на народных инструментах, необходимых для дальнейшей практической деятельности в качестве артиста ансамбля.

Задачи обучения включают в себя:

Обучающие:

  • изучение художественных возможностей звучания народных инструментов;
  • овладение основами коллективного исполнительского мастерства; игры по партитурам и чтение с листа;
  • углубление базовых знаний и навыков игры на музыкальном инструменте и теории музыки.

Воспитывающие:

  • воспитание эстетического вкуса, чувства коллективизма и ответственности за общее дело;
  • привитие интереса к русской народной музыке, навыков концертной этики.

Развивающие:

  • развитие творческой индивидуальности обучающихся;
  • развитие музыкального слуха, чувства ритма в сольном и ансамблевом исполнении;
  • расширение кругозора обучающихся о русской народной музыке и искусстве.

Режим занятий в ансамбле народных инструментов в течение всего периода обучения одинаков: 6 часов в неделю, в год – 216 часов. Учебная нагрузка распределена следующим образом: 2 раза в неделю по 2 часа – групповые занятия (репетиции), на полугрупповые занятия по партиям отводится 2 часа в неделю.

При обучении по данной программе педагог достигает следующих результатов:

  • Раскрытие творческого потенциала ребёнка;
  • Развитие и совершенствование музыкального слуха и способностей детей,
  • Раскрепощение обучающихся на сцене, формирование позитивной «Я - концепции»;
  • Создание в коллективе «ситуации успеха»;
  • Формирование коллектива единомышленников.
В конце курса обучения воспитанники

Знают:

  • инструменты народного оркестра и ансамбля, разновидности ансамблей;
  • музыкальную терминологию, жанры и формы.

Умеют:

  • оригинально мыслить и импровизировать, читать с листа партию и ориентироваться в ней;
  • применять в ансамблевой игре практические навыки игры на инструменте, приобретённые в специальных классах;
  • слышать и понимать музыкальное произведение (основную тему, подголоски, вариации и т.д.), исполнять свою партию, следуя замыслу и трактовке руководителя.

Понимают:

  • дирижёрские жесты; закономерности построения музыкального произведения.

Анализируют:

  • Значимость результатов проделанной работы, уровень своего исполнения и коллектива в целом.

В результате полного освоения программного курса, полученные знания, умения и навыки игры на специальном инструменте и игры в ансамбле народных инструментов, выпускники выходят на уровень компетенции.