Пожарно-прикладной спорт

Спорт пожарных и спасателей – спорт мужественных и отважных людей, готовых в любую секунду прийти на помощь людям, оказавшимся в беде. В системе общего развития физической культуры возросла роль и значение пожарно-прикладного спорта. Как и во всех видах спорта, в этом виде необходимо учитывать индивидуальные особенности занимающихся: возраст, состояние здоровья, уровень физической подготовленности, характер, а также условия, в которых проходят занятия и тренировки. Систематические занятия спортом помогают развитию лучших качеств пожарного – смелость, воля, сила, мужество, так как сегодня ты, скажем, прокладываешь рукавную линию на стадионе, а завтра то же самое надо будет сделать в охваченном огнем доме. В данный вид спорта входят комплексы разнообразных приёмов, применяемых в практике тушения пожаров.

Данная дополнительная общеобразовательная программа разработана для учреждений дополнительного образования, является авторской, так как подобных типовых, утверждённых образовательных программ в системе дополнительного образования детей, нет. Образовательная направленность – физкультурно-спортивная.

Цель программы: укрепление психологического, физического здоровья и положительной социализации подростков, гражданско-патриотическое воспитание, подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах РФ, профессиональная ориентация посредством овладения знаниями, умениями и навыками пожарно-прикладного спорта.

Задачи программы:

Обучающие:

  • овладение знаниями и практическими навыками основных упражнений пожарно-прикладного спорта;
  • приобретение и совершенствование навыков преодоления различных препятствий, подъема по штурмовой лестнице;
  • изучение правил проведения соревнований и развитие умений применять их на практике;
  • овладение знаниями, навыками и методами самоконтроля за состоянием здоровья в процессе групповых и самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Развивающие:

  • совершенствование физических и психических качеств, необходимых для овладения техникой и тактикой упражнений пожарно-прикладного спорта;
  • развитие мышечной силы, выносливости, быстроты мышления, ловкости и логики.

Воспитывающие:

  • воспитание морально-волевых качеств личности: смелости, решительности, инициативности, настойчивости, самостоятельности, уверенности в своих силах, психологической устойчивости, силы воли, мужества, стойкости, дисциплинированности и товарищеской взаимопомощи;
  • формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, воспитание осмысленного отношения к ним, как к способу самореализации;
  • воспитание трудолюбия, упорства в достижении желаемых результатов;
    • воспитание коллективизма и ответственности за общий результат;
  • профилактика асоциального поведения среди детей и подростков.
  • Программа нацелена на популяризацию пожарно-спасательного спорта и профессию пожарного – спасателя, имеет профильный характер, что в дальнейшем позволяет юношам определиться с выбором профессии.

Срок реализации программы – 5 лет обучения. Она ориентирована на подростков старшего школьного возраста. Начальный возраст освоения программы 13-14 лет. В объединение принимаются мальчики, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, желающие заниматься данным видом спорта. Также, руководитель объединения консультируется с учителями физкультуры общеобразовательных школ с целью получения рекомендаций об учащихся, имеющих хорошие спортивные показатели. Группы 2 и 3 года обучения комплектуются из детей, освоивших программу предыдущего уровня, и могут пополняться «новичками» после прохождения собеседования и сдачи практических нормативов по ОФП в соответствии со стандартами и тестами промежуточной аттестации 1 и 2 года обучения, выявляющими их индивидуальные способности и уровень подготовки.

Программа продолжает, поддерживает и расширяет школьный базовый курс по предметам «ОБЖ» и «Физическая культура».

Данная программа является двухуровневой.

1 уровень – этапы начальной подготовки и учебно – тренировочный.

Основной базовый курс знаний комплексной программы составляет 3 года. На 1 году обучения подростки получают знания, умения и навыки на уровне элементарной грамотности. На этом этапе обучения основное внимание уделяется развитию физической выносливости детей и подростков. Обучающиеся знакомятся с основами пожарно-прикладного спорта.

На 2 и 3 году обучения полученные ЗУНы закрепляются и развиваются на уровне функциональной грамотности. Обучающиеся на спортивных занятиях совершенствуют изученные приёмы и способы выполнения упражнений пожарно-прикладного спорта.

2 уровень программы - углубленного совершенствования и этап реализации индивидуальных возможностей.

На 4 году обучения формируются группы совершенствования из обучающихся, успешно прошедших тестовый контроль основного уровня обучения. Группа совершенствования продолжает более углублённо изучать теоретический материал, совершенствовать полученные навыки на 1 уровне в течение последующих 2-х лет (4 и 5 год обучения). На данном этапе обучения усвоение знаний относится уже к уровню компетентности.

Выпускники, освоившие полный курс программы, выполнившие все спортивные нормативы и показавшие отличные результаты в соревнованиях среди юниоров, могут продолжить обучение и тренировки среди юношей и взрослых в сборной команде Рязанской области по пожарно-прикладному спорту.повне функциональной грамотности.амотности, на 2 и 3 годах обкчения - аботает второй год. ые показатели в лёгкой дом спорта. ьт

Режим занятий: на 1 году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год). На 2, 3, 4 годах обучения дети занимаются 3 раза в неделю по 2 часа (216 часов в год). На 5 году обучения 4 раза по 2 часа. Всего 36 учебных недель в течение учебного года. В рамках учебных часов предусматривается участие в соревнованиях по данному виду спорта. Продолжительность одного занятия составляет 2 раза по 45 минут астрономического времени с 15 минутным перерывом.