Дебют
Шахматы доступны людям разного общества, приобщение к ним не зависит ни от национальности, вероисповедания, материального положения, политических взглядов и т.д.
Необходимо обеспечить массовое вовлечение школьников в занятия шахматами. Речь идёт именно о детях начальной школы, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы. Занятия шахматами стимулируют развитие памяти, фантазии, воображения, способностей предвидения, положительно влияет на развитие таких черт характера как выдержка, самообладание. Ребенок овладевает способностью поддерживать максимум интеллектуального напряжения в нужные моменты и управлять своими эмоциями. Шахматы - полезная школа для воспитания стойкости и упорства в экстремальных условиях.
Вышеперечисленное определяет актуальность предложенной авторской дополнительной общеобразовательной программы.
Программа относится к физкультурно-спортивной направленности.
Новизна программы заключается в том, что комплектование объединений дополнительного образования детей формируется из числа детей одного класса общеобразовательной школы, с которой учреждение дополнительного образования детей заключает договор о совместной образовательной деятельности. Массовое обучение игре шахматам в начальной школе способствует не только популяризации шахмат, а, в первую очередь, в дальнейшем приведет к формированию предпосылок высокоинтеллектуального и высокообразованного общества в целом.
Основная цель программы – развитие физического, умственного и интеллектуального потенциала подрастающего поколения посредством обучения игре в шахматы.
Основные задачи:
Обучающие:
- Овладение основами и правилами шахматной игры.
- Освоение шахматной символики, терминологии.
- Обучение методам и приёмам самостоятельной работы.
- Расширение знаний, полученных на занятиях, дополнение их с учётом индивидуальных способностей и потребностей детей.
- Формирование умений системно мыслить.
- Приобретение профессиональных навыков игры в квалификационных турнирах.
- Формирование умений передавать полученные знания, умения другим.
Развивающие:
- Развитие познавательных интересов обучающихся.
- Развитие интеллектуальных способностей детей.
- Развитие творческих способностей детей, активизация их потенциальных и продуктивных сил.
- Развитие логики и объективного мышления.
- Развитие у обучающихся мотивации к трудовой и профессиональной деятельности.
Воспитывающие:
- Воспитание дисциплинированности и контроля за эмоциями.
- Воспитание чувства коллективизма, веры в собственные силы, умение преодолевать комплекс «неудачника», умение уважать себя и своего соперника.
- Воспитание силы воли и чувства ответственности за принятые решения.
Данная программа рассчитана на восемь лет обучения игре в шахматы детей и подростков от 6 до 18 лет.
Учебная нагрузка рассчитана на 36 учебных недель в год, занятия спаренные, по два академических часа с перерывом 15 минут.
Режим занятий по годам обучения:1 год обучения – 4 часа в неделю, 144 часа в год (2 занятия по 2 часа), 2 и 3 и последующие года обучения – 6 часов в неделю, 216 часов в год (3 занятия по 2 часа или 2 занятия по 3 часа для старшеклассников).
Изучение полного курса программы разделить на три образовательных уровня:
I - уровень элементарной грамотности - освоение знаний, умений и навыков игры в шахматы.
II - уровню функциональной грамотности – умение самостоятельно совершенствовать навыки игры, участие в шахматных соревнованиях и турнирах различных уровней;
III - уровень компетентности – приобретение судейских навыков, участие в турнирах и умение проводить сеансы одновременной игры в шахматы.
Обучающиеся по окончании полного курса обучения должны
знать: теорию разыгрывания дебютов, правила разыгрывания дебютов, правила игры в миттельшпиле, правила игры в эндшпиле; как правильно работать с шахматной литературой. Как правильно производить анализ играемой или сыгранной партии. Как организовать и провести турнир для выполнения разрядов, как заполнять таблицы результатов, бланки для записи партий;
уметь: Применять на практике свои знания, уметь готовиться к партии, анализируя партии предстоящих соперников, разыгрывать варианты подготовки ( самостоятельной или при помощи тренера ) Правильно «читать» шахматную книгу, грамотно отбирая нужные места. Составлять таблицы очерёдности игры в турнире, применять правила Кодекса при участии в турнире, при подготовке к турниру и при проведении турнира;
участвовать в соревнованиях любого ранга.