Будь успешен!
Школьнику необходимо дать возможность понять особенности своей личности, и, главное, — сформировать навыки социально позитивной жизненной активности. Это пробуждает в нем потребность самостоятельного принятия решений в различных жизненных ситуациях, а также готовность нести личную ответственность за принятое решение.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что современное общество требует от образовательного процесса реализацию практико-ориентированного обучения, открывая ребенку возможность актуализировать свои профессиональные предпочтения и формировать будущую образовательную траекторию. В учреждении дополнительного образования имеется больше возможностей для реализации творческого потенциала подростков.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для подростков в возрасте 13-15 лет для успешной адаптации в социуме. Программа является авторской, экспериментальной.
Предлагаемая программа имеет социально-педагогическую направленность, являясь одним из возможных вариантов формирования и развития коммуникативных навыков, сохранения и поддержки психологического здоровья подростков и их общего социально-психологического развития, а также их профессиональное самоопределение.
Цель программы: содействие в профессиональном самоопределении школьников и формирование у обучающихся личностных качеств, способствующих: повышению социально-психологической адаптации; личностному развитию; высокой личностной активности; профессиональному самоопределению.
Задачи программы:
Обучающие:
- приобретение навыков психологической речи, формирование «эмоциональной грамотности»;
- обучение конструктивному повседневному общению;
- обучение саморегуляции в стрессовых ситуациях;
- предоставления информации о мире профессий и профессиональной ориентации;
- обучение самостоятельному пошаговому достижению целей и их реализации.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других людей;
- способствовать развитию и совершенствованию ресурсов личности и среды путем формирования позитивной Я-концепции;
- воспитание межличностной чувствительности и коммуникативной компетентности;
- ориентация старшеклассников на карьерный рост и успех;
- воспитание целеустремленности и силы воли.
Развивающие:
- осознание и принятие уникальности каждого человека вне зависимости от возраста, статуса и национальности;
- развитие рефлексии, умения распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков;
- формирование способности принятия ответственных решений в ситуациях выбора;
- формирование и развитие социально-психологических компетенций в актуальных сферах жизнедеятельности подростков (в вопросах профессиональной самореализации и формировании собственной системы ценностей, в достижении независимости);
- приобретение навыков эффективного поиска и получения работы;
- развитие и реализация новых возможностей, ресурсов личности детей;
- развитие мотивации для дальнейшего саморазвития;
Программа рассчитана на 2 года. Рекомендуемый начальный возраст обучения 13 лет. Прием детей в группы первого года обучения производится на добровольной основе без вступительных экзаменов. Наполняемость группы 15 человек. Группа второго года обучения комплектуется из детей, освоивших программу первого года обучения и новичков после собеседования, выявленных по индивидуальным способностям и тестированию в соответствии со стандартами первого года обучения. Оптимальная наполняемость группы для эффективного освоения курса второго года обучения – не менее 12 человек.
Режим занятий:
Первый год обучения: 144 часа ( занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом 10 минут).
Второй год обучения: 144 часа ( занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом 10 минут).
Основные методы и формы работы: мини-лекции; наглядные средства обучения; беседы; дискуссии; мозговой штурм; круглые столы; тестирование; психотехнические игры и упражнения; элементы психодрамы; ролевые игры; кейс-метод; элементы психодиагностики; психогимнастика; рефлексия; игры-разминки; рисование; коллективное изготовление коллажа; тренинг поведения; создание проектов; релаксационные техники и элементы аутотренинга.
Стандарты качества освоение программного материала
Знать:
- Способы расслабления и осознание своих эмоций и возможности ими управлять;
- Правила письменной и устной речи;
- Приемы эмоционального сдерживания;
- Эмоциональную грамотность;
- Последствие применения ПАВ;
- Навыки саморегуляции в критических ситуациях;
- Мои права и права других людей.
Уметь:
- Развивать моторику и графомоторные навыки;
- Пользоваться основными логическими приемами для формирований понятий;
- Распознавать отношения, построенные на деструктивных основаниях;
- Планировать собственные достижения;
- Систематизировать жизненный опыт;
- Заботиться о своем психологическом здоровье;
- Профессионально саморазвиваться и самовоспитываться.
Понимать:
- Индивидуальность каждого человека;
- Гармонизацию внешнего и внутреннего пространства личности;
- Свое личностное тактильное и двигательное восприятие;
- Уверенное и неуверенное поведение;
- Кинестетическое кинетическое восприятие;
- Определенный опыт социальной активности;
- Тактильно – двигательное восприятие.
Контроль уровня освоения знаний, умений и навыков осуществляется в соответствии с прогнозируемыми результатами в форме оперативного (непосредственно в рамках занятия), тематического (по освоению одной или нескольких тем), промежуточного контроля (по окончания 1 года обучения) и итогового контроля (после освоения полного курса программы).