Обычная версия

Развивай-ка

Познавательная сфера является социально значимым качеством личности и формируется у детей с дошкольного возраста и далее в учебной деятельности. Познавательные процессы – это психические процессы, с помо­щью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. К таким процессам относятся: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Познание невоз­можно без речи и внимания. Умственное воспитание детей до­школьного возраста направлено на формирование познаватель­ных мотивов, поэтому одно из важных направлений в их развитии – воспитание любознатель­ности и познавательных интересов.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развивай-ка» предназначена для детей 5-6 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Направленность программы – социально-педагогическая.

Уровень освоения программы – элементарная грамотность.

Цель: формирование у дошкольников общеучебных, деятельностных умений и способностей посредством развития интеллектуальной и познавательной сферы для свободной адаптации к школьному обучению.

Задачи:

Обучающие:

· Формирование приемов умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия.

· Расширение словарного запаса детей.

· Совершенствование графических навыков

· Обучение аргументировано высказывать свои умозаключения, строить простейшие умозаключения.

Развивающие:

· Развитие мышления, памяти, внимания.

· Развитие крупной и мелкой моторики.

· Развитие наблюдательности, воображения, фантазии.

Воспитательные:

· Взаимодействие с семьей, направленное на целостность психического, физического, умственного и духовного развития личности ребенка.

· Выработка умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

· Воспитание любви к своей малой Родине и стране.

Этапы реализации программы.

Данная программа рассчитана на 2 года обучения:

1. На первом году обучения дошкольники приобретают элементарные знания, знакомятся с формой и цветом предметов, учатся соотносить цифры и количество предметов, сопоставлять разные признаки предметов. Получают общие сведения об окружающем мире, смене времен года, частей суток. Происходит развитие памяти, внимания, мышления, через игровые ситуации, выполнение заданий с помощью дидактического материала, игры-беседы и мини-викторины. Развивается мелкая и крупная моторика через творческую деятельность, которая включает в себя изобразительную деятельность, лепку, аппликацию, конструирование.

2. На втором году обучения дети получают знания об окружающем мире и практических способах взаимодействия с ним. Происходит общее психологическое развитие, активизация воображения, атакже происходит формирование приемов умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия. Формируются навыки произвольной деятельности, навыки наблюдения за объектом:

· выделение существенных признаков объекта,

· умения сравнивать объекты по признакам (форма, величина, цвет, функции),

· умение найти лишнее,

· умение определить наличие изменений.

Режим занятий:

Учебно-тематический всего курса программы составляет - 144 часа, два раза в неделю по 2 академических часа по 30 мин.(перерыв 10 минут) каждый в соответствии с нормами САНПИН.

В первый год обучения численный состав группы не должен превышать 15 человек, во второй - 12 человек. Основной формой организации занятий детей являются групповые занятия.

Прогнозируемые результаты: по окончанию обучения дети должны:

ЗНАТЬ:

· Название и последовательность дней недели, месяцев, времен года, явления природы.

· Имя, фамилию свою и родителей.

· Название своего города, столицы Родины, название нашей планеты.

УМЕТЬ:

· Находить несколько отличий между предметами и между двумя рисунками.

· Копировать узор или движение.

· Запоминать несколько картинок, определять их последовательность.

· Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.

· Определять последовательность событий по картинкам.

· Уметь конструировать по образцу, выполнять аппликации на бумаге.

· Штриховать и раскрашивать рисунки, не выходя за их контуры.

· Ориентироваться на листе бумаги.

· Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок.

· Ориентироваться в окружающем пространстве, устанавливать последовательность событий, способность рассуждать и давать причинные объяснения.

Проявлять устойчивый интерес к различным видам деятельности.