Развивай-ка
Познавательная сфера является социально значимым качеством личности и формируется у детей с дошкольного возраста и далее в учебной деятельности. Познавательные процессы – это психические процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. К таким процессам относятся: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Познание невозможно без речи и внимания. Умственное воспитание детей дошкольного возраста направлено на формирование познавательных мотивов, поэтому одно из важных направлений в их развитии – воспитание любознательности и познавательных интересов.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развивай-ка» предназначена для детей 5-6 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Направленность программы – социально-педагогическая.
Уровень освоения программы – элементарная грамотность.
Цель: формирование у дошкольников общеучебных, деятельностных умений и способностей посредством развития интеллектуальной и познавательной сферы для свободной адаптации к школьному обучению.
Задачи:
Обучающие:
· Формирование приемов умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия.
· Расширение словарного запаса детей.
· Совершенствование графических навыков
· Обучение аргументировано высказывать свои умозаключения, строить простейшие умозаключения.
Развивающие:
· Развитие мышления, памяти, внимания.
· Развитие крупной и мелкой моторики.
· Развитие наблюдательности, воображения, фантазии.
Воспитательные:
· Взаимодействие с семьей, направленное на целостность психического, физического, умственного и духовного развития личности ребенка.
· Выработка умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
· Воспитание любви к своей малой Родине и стране.
Этапы реализации программы.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения:
1. На первом году обучения дошкольники приобретают элементарные знания, знакомятся с формой и цветом предметов, учатся соотносить цифры и количество предметов, сопоставлять разные признаки предметов. Получают общие сведения об окружающем мире, смене времен года, частей суток. Происходит развитие памяти, внимания, мышления, через игровые ситуации, выполнение заданий с помощью дидактического материала, игры-беседы и мини-викторины. Развивается мелкая и крупная моторика через творческую деятельность, которая включает в себя изобразительную деятельность, лепку, аппликацию, конструирование.
2. На втором году обучения дети получают знания об окружающем мире и практических способах взаимодействия с ним. Происходит общее психологическое развитие, активизация воображения, атакже происходит формирование приемов умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия. Формируются навыки произвольной деятельности, навыки наблюдения за объектом:
· выделение существенных признаков объекта,
· умения сравнивать объекты по признакам (форма, величина, цвет, функции),
· умение найти лишнее,
· умение определить наличие изменений.
Режим занятий:
Учебно-тематический всего курса программы составляет - 144 часа, два раза в неделю по 2 академических часа по 30 мин.(перерыв 10 минут) каждый в соответствии с нормами САНПИН.
В первый год обучения численный состав группы не должен превышать 15 человек, во второй - 12 человек. Основной формой организации занятий детей являются групповые занятия.
Прогнозируемые результаты: по окончанию обучения дети должны:
ЗНАТЬ:
· Название и последовательность дней недели, месяцев, времен года, явления природы.
· Имя, фамилию свою и родителей.
· Название своего города, столицы Родины, название нашей планеты.
УМЕТЬ:
· Находить несколько отличий между предметами и между двумя рисунками.
· Копировать узор или движение.
· Запоминать несколько картинок, определять их последовательность.
· Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.
· Определять последовательность событий по картинкам.
· Уметь конструировать по образцу, выполнять аппликации на бумаге.
· Штриховать и раскрашивать рисунки, не выходя за их контуры.
· Ориентироваться на листе бумаги.
· Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок.
· Ориентироваться в окружающем пространстве, устанавливать последовательность событий, способность рассуждать и давать причинные объяснения.
Проявлять устойчивый интерес к различным видам деятельности.