Домисолька

Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Музыкальное развитие дошкольников оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в объединении МДА «Совушка». Основная идея рабочей программы – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, ценности дошкольного детства.

Данная программа является модифицированной, адаптированной для занятий в ЦДТ «Южный», за основу взяты следующие программы:

- «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой; занятия-игры

- «Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет» И.Е. Домогацкой;

- «Играем в оркестре по слуху» М.А.Трубниковой;

- «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой;

- «Преемственность» (дошкольное обучение: подготовка к школе) Н.А.Федосовой, Т.С.Комаровой;

- «Звук – волшебник» Т.Н.Девятовой;

- «Мир музыки и ребенок в нем» А.В.Шумаковой.

Разрабатывая программу, я также опиралась на собственный педагогический опыт работы с дошкольниками.

Настоящая программа включает в себя следующие разделы: хоровое пение; слушание музыкальных произведений; основы музыкальной грамоты; игра на детских шумовых музыкальных инструментах.

Направленность программы – социально-педагогическая.

Уровень освоения программы – элементарная грамотность.

Образовательная область – музыка.

Данная программа рассчитана на 2 года обучения и ориентирована на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Начальный возраст освоения программы – 5 лет.

Прием обучающихся осуществляется на добровольной основе, при вхождении в программу с детьми проводится собеседование и стартовая диагностика, которая выявляет начальный уровень музыкального развития, внимания, воображения.

Актуальностьобучения по данной программе обуславливается возрастающей потребность общества в творческих личностях, ведь приобщение к музыке открывает ребёнку путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. В учреждении дополнительного образования формируется особая единая музыкально-эстетическая среда, так как специально подобранный, адаптированный музыкально-художественный материал способен обогатить содержание любого вида учебно-воспитательной деятельности. Поэтому, музыкальное искусство является стержневым компонентом современного дошкольного образовательного процесса.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ – формирование основ музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста и развитие их музыкальных способностей.
Задачи:

Обучающие:

  • Овладение основными вокально-хоровыми навыками.
  • Становление певческого голоса и вокально - слуховой координации.
  • Изучение элементарной музыкальной грамоты.
  • Накопление знаний о творчестве русских и зарубежных композиторов.
  • Знакомство с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке.

Развивающие:

  • Развитие творческой индивидуальности, памяти, фантазии, воображения.
  • Развитие творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности.
  • Развитие звуковысотного, динамического, ритмического, тембрового слуха.
  • Повышение уровня сенсорного и умственного развития.
  • Обогащение и систематизация словарного запаса, развитие устной и
  • монологической речи.
    • Развитие точности движений, силы, плавности, художественного вкуса.

Воспитательные:

  • Воспитание художественного вкуса, сознательного отношения к отечественному и зарубежному музыкальному наследию и современной музыке.
  • Воспитание любви и уважения к народному искусству, родной природе, родному краю.
  • Воспитание коллективизма и ответственности за общий результат.
  • Воспитание общечеловеческих ценностей и морально – волевых качеств личности.

Режим занятий.

Наполняемость группы в период обучения составляет не более 15 человек. Учебный год составляет 36 учебных недель.

Воспитанники занимаются 1 раз в неделю по 2 часа: итого 72 часа в год. Продолжительность одного занятия 2 академических часа (по 30 минут) с 10-минутным перерывом для отдыха. В течение занятия предусматриваются дополнительные динамические паузы с учётом возраста обучающихся, продолжительностью 1-2 минуты для предупреждения перегрузок и гиподинамии, во время которых проводятся упражнения для глаз, шеи, плеч, опорно–двигательного аппарата.

Стандарты освоения образовательной программы.

К концу 2-го года обучения учащиеся должны

знать:

- название и расположение на нотном стане нот

- средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, т.д.)

- группы инструментов симфонического оркестра

- краткие сведения из биографий русских и зарубежных композиторов

- технику звукоизвлечения, основы охраны детского голоса

уметь:

- определять жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец) и инструмент, на котором оно исполняется.

- определять общее настроение, характер музыкального произведения.

- определять форму музыкального произведения

- различать выразительность и изобразительность в музыке

- определять звучание различных музыкальных инструментов

- узнавать знакомые песни по вступлению или фрагменту

- петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).

- петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него, передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

- исполнять сольно и в ансамбле на ударных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.